Состояние современного рынка автомобильных охранных систем

Предлагаем вашему вниманию краткую версию доклада, озвученного на конференции "Современные противоугонные системы. Технологии. Рынок. Перспективы", состоявшейся в Москве 24 февраля 2011 г.

Рынок определяется потребностями пользователей и основными компаниями, предлагающими свою продукцию и услуги. Несколько компаний, и наша в том числе, влияют и на формирование потребностей пользователей. Чтобы говорить о рынке сегодня, тем более о его будущем, необходимо смотреть на все цифры в их динамике, с оглядкой на недавнее прошлое.

Как говорил сатирик Михаил Задорнов, наша страна – с непредсказуемым прошлым. Это очень верно, особенно для узкого и закрытого рынка противоугонных систем. Открытой информации нет, статистике взяться неоткуда. Соответственно, немногие материалы, опубликованные заинтересованными компаниями, противоречивы и относятся только к текущему состоянию каких-то показателей.

Используются собранные аналитиками данные, и мы также советовались с рядом профессиональных участников рынка, в том числе с конкурентами.

Очевидно, количество изделий на рынке зависит от количества автомашин и от процента этих машин, на которые было установлено дополнительное электронное противоугонное оборудование. В последние 20 лет в России было разное количество автомашин: в европейских странах уровень автомобилизации – 400-500-600 автомашин на 1000 человек, и такие же цифры в странах бывшего соц.лагеря. В России этот показатель 225.

rostparka.jpg

То есть рынок автомашин растет, и прогнозы в России – дальнейшее увеличение.

Не на все автомашины устанавливались дополнительные противоугонные устройства, и по годам этот процент также отличался. Никаких данных официальной статистики такого рода нет, но есть методы определения, есть и экспертные оценки.

avtomobili2.jpg

То есть, количество установленных, одновременно существующих в штуках электронных противоугонных систем не растет и расти не будет. В дальнейшем будет и спад.

Обращаю внимание, что мы говорим не о штуках продаж в год, а о сумме находящихся в эксплуатации установленных изделий. Даже если в год будет реализовано ноль новых систем, их количество в рынке мало изменится, только за счет естественного износа, либо по причине морального устаревания.

obemi.jpg

Количество ежегодного поступления на рынок противоугонных систем выглядит примерно так: падение реализации автомашин в 2008-2009 годах - вдвое. Рынок противоугонной электроники упал больше, в 2,5 раза. Некоторые компании-поставщики ушли с рынка, например, "Вист-сервис" с брендами "Мангуст", "Леопард", "Ценмакс". Разумеется, такой обвал рынка отразился на всех компаниях, и они также в разы сократили свой сбыт, хотя в процентах доли изменились не столь резко.

doli1.jpg

Многие компании-вендоры на своих конференциях приводят различную статистику, но вроде никто не показывал динамику развития по годам. Конечно, мы не претендуем на точность, особенно в период до 2000 года, но суть отражена. Бизнес укрупняется, и на сейчас около 70% рынка контролируют три компании – "Мега-Ф" (бренды – "Шерхан", "Фараон", "Партизан"), "УльтраСтар" ("Старлайн"), "Аларм Трейд" ("Пандора", "Пандект"). Через 2-3 года этой тройка займет уже 80% рынка.

До 2005 года "Аларм Трейд" не занималась противоугонными системами, но несмотря на неизвестность брендов, новизну технических и маркетинговых решений, темпы развития нашей компании, как видите, наибольшие.

Вроде бы и темпы развития уважаемых компаний, наших конкурентов, также положительные. Но эта форма представления относится к относительной доле на рынке, в процентах, а сам рынок, как мы знаем, в кризис упал в разы. Кто же и насколько "упал в кризис"?

Было бы более показательно привести другую форму представления, в абсолютных цифрах, и взять только последние пять лет: падение всех компаний, особенно «прочих», не входящих в первую пятерку, было особенно масштабным.

doli2.jpg

Кого мы относим к «прочим» - это также уважаемые и старые участники рынка. Перечислим их: "ПИТ" (бренд "Шериф"), "Стопол" (с рядом брендов - "Centurion", "Red Scorpio", "Phantom", "Terminator", "Cosa Nostra", "Fighter", хотя не все они сейчас поддерживаются). К сожалению, сократилась именитая "Альтоника" со своими "Блек Багами", "Рифами", "Гуардами". Необходимо упомянуть питерскую компанию "Меджик Систем", с брендами "Сталкер" и "Байкал". Эта компания в кризис не упала, но их доля по-прежнему мала.

Период с 2005 года более показателен, т.к. с этого года общие черты рынка стали соответствовать нынешним. Например, один из количественных лидеров, компания "Ультрастар", не только перестала поддерживать бренды "Red Star", "Joy", "Clipper", "Mister X", "Самурай", оставив только "Старлайн", но и вообще недавно переименовалась в "Старлайн".

Но и лидеры рынка также изрядно упали. Наша компания "Аларм Трейд" встретила кризис с бойцовским настроением. Мы увеличили рекламный бюджет в разы, вдвое – количество сотрудников, и расценили время кризиса как подходящее для передела рынка в свою сторону. В результате с 4% в 2008 году мы увеличили свою долю до 12% в 2010 году.

Несмотря на падение в абсолютных цифрах, лидером рынка по-прежнему является "Мега-Ф" с основным брендом "Шерхан". Более того, и развитие, и конфигурация бизнеса выглядят убедительно.

Основным конкурентным преимуществом этой компании является нерыночный инструмент - "прописывание" своих "Шерханов" у дистрибьюторов автомобильных марок как оригинальные запчасти.

Я не оговорился – это механизм нерыночной конкуренции, особенно практика его реализации. Получается, автовладельцам грубо навязывают определенный товар, что, конечно, незаконно.

Практика навязывания товаров коснулась не только автосигнализаций, но и шин, и датчиков парковки и т.д. «Заслуга» в кавычках в такой практике не только у поставщиков товара, но и в не меньшей степени у российских дистрибьюторов автомобилей. Не секрет, что они пропускают через себя поставки дополнительного оборудования, неплохо на этом зарабатывая.

Примечательно, что наиболее оголтело повели себя российские дистрибьюторы наиболее финансово неустойчивых компаний, из-за недавнего кризиса – "Дженерал Моторс" и "Форд".

По пути "Шерханов" пошел и "Старлайн" – они также провели аналогичную работу и теперь "Старлайны" - тоже "оригинальные запчасти", правда, только "Форда" и "Дженерал Моторс".

Право каждой компании использовать выбранные ими методы конкурентной борьбы. Прописывание своей продукции в «оригинальных запчастях» автомарок преподносится как результат высокой оценки потребительских свойств, как забота о качестве установки и вообще о людях. Но это небольшая часть аргументов.

А в основном это показательное проявление «звериного оскала капитализма», еще и в гипертрофированном виде, в это время, в нашей стране.

Обращу внимание на два момента.

Во-первых, бренды противоугонных систем, в том числе "Шерхан" и "Старлайн" (впрочем, и все остальные тоже) - узко российские, за пределами русскоязычных стран о существовании их никто не подозревает. «Оригинальность» их как запчастей автомашин является решением российских компаний-дистрибьюторов автомашин, и распространяется только на Россию. Напомню, за статус «оригинальной запчасти», с каждой продажи автосигнализации, дистрибьютор автомобилей в немалой доле прибыли.

Во-вторых, при такой конфигурации поставок через централизованные поставки оригинальных запчастей, участие торговых компаний исключено. Мы оставляем возможность заработать нашим торговым и сервисным партнерам, которые обеспечивают и поставки, и отличный сопровождающий сервис в автосалонах.

Нас часто спрашивают – не планируем ли мы также пойти по пути "Шерхана" и "Старлайна", "прописаться" в «оригинальных запчастях» автомарок? Отвечаю: мы занимаемся реальным сектором экономики, наукой, производством, и реально заботимся об успешности бизнесов наших партнеров.

Наши конкурентные преимущества – в более высоких реальных показателях, и технических, и сервисных. Лучше продукция, больше внимания к салонам и автосервисам, обеспечиваемые нашей компанией и дилерской сетью. Наш путь – трудовой, он труднее, но по результатам в годах стабильнее.

Надо сказать, что компания "Мега-Ф" является лидером рынка, разумеется, не только благодаря «оригинальности запчастей». В еще большей степени это их также трудовая заслуга, создание качественного сервиса, для чего содержится огромный штат людей и десятки филиалов по стране.

Повторюсь, для достижения аналогичного качественно результата, обслуживанием и техподдержкой нашей продукции занимаются сотни компаний на договорных условиях.

Вся суждения о размерности основных компаний-поставщиков на рынке, как правило, относится к временам 2-3 летней давности. Кризис изменил расклад сил на рынке, и сильнейшие стали еще сильнее.

Также позвольте обратить внимание, что на этом графике отражены показатели в штуках изделий. А все мы знаем, что цены на изделия разные. Максимальные – у "Шерханов" и "Пандоры", соответственно, если бы мы отражали, какая продукция какую долю рынка в деньгах берет, отрыв "Шерхана" был бы еще выше, а следом была бы "Пандора".

doli2010.jpg

Мы рассматриваем только электронные противоугонные системы, видов которых всего четыре - односторонние автосигнализации, двухсторонние, GSM-сигнализации и иммобилайзеры. Все мы прекрасно знаем, что с 1998 года, с момента начала ввоза компанией "Мега-Ф" первых двухсторонних сигнализаций на российский рынок, доля односторонних сигнализаций падает, и сейчас составляет не более 15%. Понемногу растет и доля рынка GSM-сигнализаций.

Границы видов противоугонных систем не твердые, иногда даже устройства нельзя однозначно отнести к одному или другому виду. Вот мы представили модель Pandora DXL 3700 – это и двухсторонняя сигнализация, и GSM.

Перспективы рынка по видам изделий также всем очевидны и обозначены стрелками – доля односторонних систем будет продолжать падать, доля GSM-сигнализаций – расти. Но уже не столь быстро. Перспективы GSM не столь уж радужные, намного их объем в ближайшие годы не отрастет.

Несколько слов о каналах сбыта, и о динамике в этой части:

kanali.jpg

Конечно, в большинстве случаев покупка в магазине также заканчивается посещением автосервиса, но рынок установок – не тема данного доклада. Заметных изменений в распределении долей между салонами и автосервисами в ближайшие годы мы не ожидаем. Автосалоны остаются крупнейшими установщиками дополнительного оборудования. В части автосервисов продолжается их укрупнение и повышение профессионального уровня, что очевидно неизбежно, по причине усложнения самих автомобилей.

В заключение повторюсь. Наши признанные конкурентные преимущества – это наука, современное российской производство, качественный бизнес-сервис. Мы делаем лучшие в техническом плане продукты, и творчески и аккуратно развиваемся, исполняем все свои договорные обязательства. Желаем всем развиваться и вести успешный бизнес с нами.

февраль 2011 г.